Первая особенность – это твердость внутри и внешняя мягкость.
Школа Чэньлей имеет свои особенности: движения тела человека плавные, резкие падения и скачки здесь не уместны. Противник не должен понимать, когда боец собирается наступать, обороняться и отступать. Внутри боец закаленный как сталь, а внешне он мягкий и податливый – это и есть особенность школы Чэнь.
Вторая особенность - способы вращений энергий в теле.
Внутренние органы человека имеют каналы, по которым циркулирует дух и кровь. Они питают организм – это есть цзинло. Теория цзинло в системе танцзнцюань трактуется так: дух - управляется волей и двигает телом. Организм в это время наполняется подвижной энергией. Область низа живота - источник внутренней энергии. Поясница человека – ось: движения человека как бы нанизываются одно на другое на оси. В области почек осуществляется перемещение энергии. Вращения человека в пояснице питают энергией позвоночник и все тело.
Третья особенность – саморегуляция и смена энергии в теории школы Чэнь тайцзи-цюань.
Саморегуляцию тела, искусство дыхания и координацию движений рук, ног, глаз, туловища система тайцзицюань школы Чэнь органично воссоединила. Внутренний потенциал организма как бы стимулируется занятиями по этой системе. Упражнения дают силу, укрепляют здоровье, воспитывают в человеке лучшие качества бойца, умения и навыки ведения кулачного боя и фехтования.
Четвертая особенность - взаимодействия ган - жесткость, твердость, и жоу - мягкость, податливость, вязкость.
Атрибутом любого комплекса упражнений тайцзицюань является взаимодействие энергии ган и жоу. Неразделимость этих понятий является истиной. Ган наступает в конце любого упражнения. Каждое занятие в системе тайцзицюань школы Чэнь несет в себе кай и хэ. Упражнения сопровождаются перемещением энергии, и её высвобождением в конечной точке. Переход от ган к жоу естественно соотносится с переходом от кай к хэ: здесь главное уметь правильно накапливать и расходовать энергию, сосредоточиваться, расслабляться, добиваться упругости и гибкости.
Пятая особенность - единство воли, дыхания и движения.
Воля – главное в боевом искусстве. Любое движение идет от сердца. Владыка движения – сердце. Органы чувств, мышцы и суставы – послушники сердца. В единоборстве естественное дыхание стимулирует дух и кровь, и делает организм более защищенным. Неразрывное единство воли, дыхания и движение тела налицо. С дыханием непосредственно связана система взаимодействия рук, ног, глаз, тела и оно должно быть естественным.
Шестая особенность практической системы боевого единоборства - туйшоу и чжаньцян.
Маневренность человеческого тела, высокая степень реагирования на противника, а также гибкость и чувствительность происходят за счёт объединенного единоборства туйшоу в тайцзи-цюань школы Чэнь, которые в свою очередь эффективно увеличивают физическую силу бойца, скорость боя и выносливость.
Перевод с китайского языка Мелехова И.Н.
|