"Цигун и Жизнь" 1991, N3.
Цай Цзюнь
Советы начинающим
Начинающие заниматься цигун зачастую хотят как можно быстрее
добиться результатов. Некоторые приступают к ведению ци с помощью
мысли, не накопив достаточного количества ци в области даньтянь,
что приводит к "отклонениям". Другие занимаются слишком подолгу с
чрезмерной интенсивностью. Я хотел бы высказать свое мнение о том
вреде, который можно нанести здоровью, занимаясь цигун сверх меры.
Некоторое время назад я перенес тяжелую болезнь, очень меня
ослабившую. Для того чтобы восстановить силы, я начал заниматься
цигун по системе кунцзинь ("пустое усилие"). Сначала я строго
следовал правилу постепенности. Через четыре месяца уже мог "стоять
столбом" по часу, не чувствуя усталости, и имел достаточно сильное
ощущение ци. К этому времени состояние мое значительно улучшилось,
появилась бодрость, увеличился вес. Я ощутил удовольствие от
занятий цигун и, желая добиться еще больших успехов, решил
увеличить интенсивность: принимать более низкую стойку и продлить
время выполнения упражнений с одного часа до двух с половиной
часов. Погода была очень теплая, и после двадцати минут занятий я
очень сильно вспотел. Когда упражнение было закончено, тело,
несмотря на то что с меня стекло много пота, было сухим. Казалось,
что от меня идет жар, во всем теле чувствовалась легкость и
расслабленность, лицо раскраснелось. А когда я лег спать, то долгое
время не мог заснуть. Весь следующий день я испытывал вялость и
сонливость. Тем не менее я решил, что это временное явление, и даже
радовался тому, что в состоянии выполнять упражнение в течение двух
с половиной часов. Поэтому, несмотря на вялость, продолжал занятия
в этом сверхинтенсивном режиме. Через месяц коллеги заметили, что я
похудел. Взвесившись, я обнаружил, что мой вес уменьшился на три
килограмма. Сначала испугавшись, я стал затем успокаивать себя тем,
что это лишь временное явление и что в конце концов терпение и труд
все перетрут. И в то время, когда я приготовился продолжать
занятия, погода изменилась, резко похолодало. Мой организм не
выдержал такой внезапной перемены, и впервые за пять месяцев
занятий цигун я заболел простудой, причем болезнь протекала
необычайно тяжело. Только теперь мне стало понятно, насколько я
ослаб физически. Проанализировав ситуацию, я пришел к выводу, что
единственной причиной этого были перегрузки в занятиях цигун.
Пришлось сократить продолжительность занятий до одного часа,
усилить питание. И понадобился еще один месяц, прежде чем мое
состояние вернулось к норме...
Все это свидетельствует о важности определения оптимальной
нагрузки, которая ни в коем случае не должна быть чрезмерной по
двум причинам: 1) методика "стояние столбом" кунзинь предполагает
испускание "внешней" ци. Испускание большого количества ци
приводит к большим энергетическим затратам, которые не успевают
компенсироваться в течение дня. Как следствие - уменьшение веса,
вялость, потеря тонуса; 2) "стояние столбом" в позе с согнутыми в
коленях ногами чрезмерно продолжительное время является большой
нагрузкой на организм. И если в течение следующего дня затраченная
энергия не успевает восстановиться, происходит накопление
усталости, приводящее к ослаблению организма. Вот почему занятия
цигун требуют постепенности. Вот почему занятия цигун требуют
соблюдения меры.
Наваждение
На западе провинции Шаньдун есть гора Гуншань. Покрытая густым
лесом, она одиноко возвышается над другими горами. Пейзаж чарует
глаз. В эпоху династии Тан сюда пришли два монаха. Соорудив
нехитрое жилище из дерева, они остались здесь, посвящая все свое
время самосовершенствованию. Добрые деревенские жители собрали
деньги и построили для монахов небольшой монастырь, в котором они и
поселились - один в западной стороне, другой - в восточной. С этих
пор монахи прибавили в усердии, поклявшись все свои силы отдать
работе над собой и никогда не покидать монастырь. Незаметно
пролетело двадцать лет. В одну лунную зимнюю ночь, когда монахи,
сидя каждый в своей келье, читали молитвы и медитировали, снизу, от
подножия горы, донесся мужской плач, который постепенно приближался
и скоро стал слышен у монастырских ворот. Затем он прекратился.
Слышно было, как кто-то перелез через стену и вошел внутрь. Монах
из восточного крыла увидел освещенного лунным светом человека
огромного роста, который стремительно направлялся в западную келью.
Как только он вошел туда, голос, читавший молитву, тут же
оборвался. Донеслись звуки ударов и борьбы, а затем раздался
предсмертный вопль, сменившийся звуками, как при жевании и глотании
пищи.
В ужасе монах из восточной кельи выскочил за ворота монастыря.
Он бежал, не разбирая дороги, падал, снова вставал. Когда через
долгое время он, совершенно обессиленный, обернулся, то увидел, что
чудовище вот-вот его настигнет. Вдруг пошел сильный снег. Монах
бежал, собрав последние силы. Через некоторое время он увидел
перед собой жилье и коровник. Монах вбежал в коровник и спрятался в
нем. Среди ночи он вдруг видит человека в черном с ножом в руках,
ходящего взад и вперед за стеной, которой было обнесено жилье, как
бы поджидая кого-то. Некоторое время спустя изнутри кто-то
перебросил вещи. Человек собрал их. Вскоре через стену перелезла
женщина, которая тут же исчезла вместе с мужчиной в черном.
Боясь, что его могут принять за разбойника, монах решил быстрее
покинуть это место. Он прошел уже почти десять ли, как вдруг
провалился в заброшенный колодец. Падение оказалось удачным. Он
остался цел и невредим. Однако когда монах оглянулся, то застыл от
ужаса: в колодце лежал труп женщины. Похоже, что убита она была
совсем недавно. Когда рассвело, монах разглядел жертву: это была
женщина, перелезавшая через стену.
Прошло немало времени. Вдруг монах услышал, как кто-то крикнул:
"Разбойник здесь!" Несколько человек смотрели на него сверху. Они
вытащили его с помощью веревки, связали и, не дав сказать ни слова,
отлупили. Закричав от боли и обиды, монах рассказал им подробно всю
страшную историю этой ночи. Среди этих людей нашелся один, бывавший
в монастыре. Он узнал монаха. Однако рядом с монахом лежала убитая,
и не было доказательств, что убившим был кто-то другой. Поэтому
решили передать его в распоряжение местных властей. Там монах
снова рассказал всю историю, добавив, что чудовище сожрало его
товарища. Послали в монастырь для расследования. Оказалось, что
монах из западной кельи на месте, ничего с ним не случилось.
По его словам, прошлой ночью, как раз во время чтения молитвы,
его товарищ неожиданно вышел за ворота. Это было странно, так как
они поклялись никогда не покидать монастырь. Окликнуть его он не
успел. О том же, что произошло с его товарищем потом, он ничего не
знал.
Так как рассказ задержанного монаха расходился с показаниями его
товарища, он был заподозрен в воровстве и убийстве и во время
допроса подвергся истязаниям. Этого монах не выдержал и сделал
вынужденное показание, признав свою вину. Однако из-за недостатка
улик - не было найдено ни краденое, ни орудие преступления -
приговор не был вынесен. Вскоре настоящий убийца и грабитель вновь
совершил преступление в другом месте и был схвачен. Монаха
оправдали и отпустили.
Эта необычная история, взятая из "Записок о чудесах", написанных
в эпоху Тан, приведена здесь в сокращенном виде.
Так что же все-таки произошло с монахом из "восточной" кельи?
Как говорили в древности, это - "внезапное помешательство", или
"медитативное отклонение", случайно совпавшее с ограблением и
убийством. По буддийским и даосским представлениям, вставший на
путь самосовершенствования может встречаться с разнообразными
наваждениями, внушаемыми темными силами, стремящимися
препятствовать продвижению адепта по избранному пути. Наваждения
могут являться в различных видах: ядовитых змей, диких животных,
чертей, чудовищ и т. д. Если адепт допустит в сердце страх, то он
может лишиться возможности дальнейшего совершенствования. Или если,
к примеру, при виде соблазнительной красавицы не сумеет мысленно
противостоять искушению, все его многолетние достижения рассыплются
в прах. Чем выше достигнутый уровень самосовершенствования, тем
труднее испытание. Что же является причиной "отклонений"? Может
быть, в самом деле наваждения внушаются некими злыми духами,
пытающимися строить козни? Конечно, нет. Дело в том, что главным
средством самосовершенствования у буддистов является медитация в
положении сидя. Говоря современным языком, статический цигун. А при
"погружении в состояние покоя" во время перехода сознания в
"безмолвие" у людей с не вполне здоровой психикой иногда могут
возникать зрительные или слуховые галлюцинации. Плач, вопли и
другие звуки, слышанные монахом, были не чем иным, как слуховыми
галлюцинациями. Великан-людоед - зрительная галлюцинация.
Галлюцинации разнятся в зависимости от особенностей человека. У
людей с нормальной психикой галлюцинаций обычно не бывает. А если
они все же иногда возникают, то не оказывают на таких людей
какого-либо влияния. Считается, что люди, "не поддающиеся"
галлюцинациям, способны достигать больших высот в деле
самосовершенствования.
У занимающихся цигун также могут возникать "отклонения" в виде
галлюцинаций, непроизвольных движений, тревожных состояний, потери
аппетита, временной неспособности нормально работать и т. д. В
таких случаях необходимо прибегнуть к регулированию своего
психического состояния приемом лекарств, успокаивающим массажем,
воздействием на акупунктурные точки и т. п. К "отклонениям"
предрасположены обычно люди с подавленной психикой, замкнутые,
легко поддающиеся внушению, нервные, с хрупкой эмоциональной
системой. Поэтому таким людям не следует заниматься цигун. Им
больше подходят занятия тайцзицюань, бадуань-цзинь ("восемь
отрезков парчи"), ритмической гимнастикой и другими динамическими
системами.
Перепечатка материала из "Молодежной газеты" (КНР)
Источник:
Цигун и Жизнь