«Книга перемен»
Чжоу И, повествует о том, как божественная сила
Тай Ци, разделилась на
Инь и
Ян - две взаимопроникающие и дополняющие друг друга энергии дающие начало всему сущему. Тай Ци изображали в виде полого круга, символизирующего яйцо, дающее начало всему живому. Это яйцо ещё не оплодотворено и внутри круга пусто.
Как только происходит оплодотворение - зарождается жизнь, и пустота начинает обретать форму. В полом яйце возникает точка, которая в процессе роста заполняет яйцо силовыми полями энергий Инь и Ян. Изначально эти два поля уравновешены и неподвижны. Они так же, противоположны и представляют собой аналог электрического магнита, имеющего полюса (+) и (-). В нашем случае Ян, это плюс, а Инь это минус.
В процессе своего развития, две полярные силы находятся в неустойчивом равновесии и постоянном единоборстве, но не могут существовать друг без друга. Если преобладает Инь, то Ян становится меньше и наоборот, это взаимопроникновение напоминает балансир, либо чаши старинных весов, которые никак не могут прийти в равновесие. И, тем не менее, в каждом из этих начал есть частичка друг друга. Как, в мире есть свет и тьма, так и в Тай Ци Инь и Ян. Они не находятся теперь в покое, даже если имеется видимость равновесия этих сил, внутри идёт нескончаемая борьба, в которую втянуто всё живое и неживое, духовное и телесное, материальное и нематериальное и всё во Вселенной подчинено Инь - Ян. В результате этой вечной борьбы порождается жизнь.
Древние философы наделяли Ян свойствами огня, тепла и света, а природа Инь виделась им подобной воде холоду и темноте. В древнекитайской философии, безусловно, Ян имеет мужское начало, тогда как Инь женское. Всё скоротечное и возбудимое, агрессивное и подвижное находится сверху – это Ян. Внизу течет спокойное и медлительное, холодное и выносливое – это Инь! Многие китайские философы были озабочены поиском пути между Инь и Ян этот путь Дао (так и звучит по-китайски ПУТЬ) закономерность сущего, его порождающее и организующее начало.
Весь Мир - воплощение Дао. Мудрец, следуя Дао, отказывается от целеполагающей активности, достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» Чжоу И Дао - закономерность чередования сил Инь-Ян.
В Чжоу И, мы можем прочесть:
Перемены рождают великий - Тай Ци.
Он создатель двух образов - И.
Эта двоица рождает четыре символа - Сян.
Сян рождают восемь триграмм - Гуа.
Гуа определяют счастье и несчастье.
Счастье и несчастье рождают великое деяние.
Символами Инь и Ян являются. Инь Яо и Ян Яо. Это линейные изображения двух начал.
Инь Яо – так называется прерывистая линия чжэ, она символизирует образ Инь. Ян Яо – сплошная линия дань, соответственно образ Ян.
Далее согласно Чжоу И внутри Большой пустоты Тай Ци линии Инь, и Ян разбиваются на четыре символа Тай Инь (большая Инь) и Шао Инь (малая Инь) и соответственно Тай Ян (большой Ян) и Шао Ян (малый Ян). Это сочетание прерывистых и сплошных линий и есть четыре символа - Сян.
Тай Инь Шао Ян Шао Инь Тай Ян
Идём далее по строкам древних мудрецов. В процессе развития Малых и больших Инь-Ян, рождаются восемь триграмм – Гуа: Кунь, Гэнь, Кань, Шунь, Чжэнь, Ли, Туи и Тьен.
Этот принцип Инь и Ян, состоящий из последовательности прерывистых и сплошных линий, отражает глубинную суть Вселенной.
Каждая из восьми триграмм ассоциировалась древними философами с определённым явлением или объектом природы. Тьен - Небо, Шунь –Ветер, Кань – Вода, Туи – Болото, Гэнь – Гора, Ли – Огонь, Кунь –Почва, Чжэнь – Гром.