Театр пекинской оперы «Чанъань»
Адрес: Пекин, р-н Дунчэн, ул. Цзяньгомэньнэйдацзе, 7
В статье использованы фотографии постановки «Красный фонарь» (классическая пекинская опера):
Фильм «Зажги красный фонарь» Чжана Имоу
Начиная рассказ о фильме «Зажги красный фонарь», невозможно не сказать про его создателя, режиссера, человека который один из первых показал всему миру красоту Китайского кинематографа – это Чжан Имоу. На протяжении своей карьеры, он был удостоен множества мировых наград, в том числе на кинофестивале в Каннах. По своему мастерству и умению преподнести картинку на экране, Чжан Имоу может составить конкуренцию любому режиссеру мира. Ему удалось в фильме «Зажги красный фонарь» передать на экран всю красоту Китая и восточных традиций. При этом, не забыв о глубокой философии востока, трудно не согласиться что такое под силу только настоящему гуру своего дела.
Благодаря различным необычным ракурсам съемки, складывается впечатление действительного пребывания в 20-х годах, в которых и происходят события.
Молодой и красивой девушке из очень бедной семьи, мачеха сообщает что она, после смерти ее родного отца, больше не может содержать, и оплачивать учебу падчерицы. Судьба молодой героини Сонг Лин решена – ее отдадут в жены состоятельному Китайскому феодалу Чэня, который старше ее более чем в два раза. Прибыв в его поместье, девушка узнает, что отныне ее будут звать «четвертая жена», и лишь только сам Господин может звать ее по имени. С этого момента, девушка осознает, что вся жизнь здесь крутится вокруг Господина, он становится главной фигурой и смыслом жизни своих жен. От его настроения и расположения зависит то, каковым будет пребывание в доме – в вечном ожидании, или же в почетном внимании мужа. Основным проявлением внимания является особый массаж стоп, с помощью специальных молоточков, которые издают звенящий звук. И конечно, свет от зажженного красного фонаря возле домика той жены, к которой благосклонен сегодня Господин. В ожидании этого, все остальное время проходит в жуткой ревности, жестокости и немыслимых поступков жен друг к другу.
Складывается ощущение, что дома четырех жен - это свои маленькие отдельные миры, с разной атмосферой и настроением хозяйки, которые постоянно конкурируют между собой.
Сонг Лин становится самой молодой женой, что делает ее жизнь еще более сложной. Первая жена Господина – его юношеская любовь, на которой он женился еще в молодости. В доме, она занимает роль самой мудрой жены, ибо в первую очередь старше остальных жен по возрасту. Вторая жена является образцом для подражания, которую можно назвать идеальной. Третья жена, которая до замужества пела в опере, является самой яркой и самой любимой любовницей Господина. Именно возле ее дома чаще всего зажигается свет красного фонаря.
Дни тянутся медленно и в основном ни чем не отличаются друг от друга. Единственным разнообразием является лишь конкуренция среди жен, которая порой приводит к невообразимым поступкам и невероятным последствиям. В фильме будет не только борьба за любовь, безразличие Господина, но и то – к чему это приведет, когда все выйдет из- под контроля.
Балет «Красный фонарь»
Действия также проходят в 20-е годы, красивую и образованную девушку силой выдают замуж за богатого феодала. Попав во двор его дома, девушка понимает, что теперь ее прошлая жизнь становится лишь воспоминаниями, в которых навсегда останется ее возлюбленный – актер театра, ее радостная жизнь и свобода. Ее новый дом напоминает скорее тюрьму – странные стены, странная обстановка, агрессия со стороны двух предыдущих жен Господина, и, конечно же, сам Господин – который и является центром нового мира.
Свадебная церемония по своей атмосфере напоминает скорее траур, ведь будущее девушки предопределенно, а жены в предвкушении мести к новой жене. Хочется особо отметить постановку первой брачной ночи. Исходя из восточных традиций, ни о какой интимности в балетных действиях не может быть и речи, поэтому, постановщики нашли интересный ход: за белым бумажным фоном, видны лишь тени и образы двух фигур – Господина и молодой жены. Девушка безуспешно пытается вырваться, но замкнутое пространство и безысходность становятся ее врагами. Чтобы показать зрителям кульминацию подавления воли девушки, актеры прорывают белую бумагу, и падают прямо на сцену, покрытые красным полотном, символизирующим потерю невинности.
Дни похожи друг на друга, одним из немногих развлечений жен является опера, в которой молодая жена встречается со своим возлюбленным, которому до сих пор принадлежит ее сердце. Однако невозможно ничего скрыть от хитрой и коварной второй жены Господина. Она решает рассказать о порочной связи третьей жены мужу, задумав при этом план, по расположению внимания Господина только к себе.
Встречи молодых любовников становятся явью, Господин застав свою молодую жену с любовником, однако, отнюдь не становится благодарным своей второй жене за открытие тайны. Потеряв здравый смысл и поддавшись эмоциям, вторая жена нарушает главное правило дома – она самовольно зажигает у своего дома красные фонари, которые символизируют любовь и расположение Господина. Муж, узнав об этом, окончательно приходит в негодование от поведения жены, и приказывает отправить ее на казнь вместе с предавшей его молодой женой и ее любовником.
В тюрьме, перед казнью, некогда злейшие враги, две жены, находят общий язык и просят друг у друга прощения за все беды причиненные друг другу, ведь впереди их ждет смерть. Эта сцена заканчивается объятиями троих, таких разных людей.
Казнь финальной сцены также показана с учетом восточных традиций. Мы видим лишь три тела, которые содрогаются от якобы нанесенных ударов палками, а на заднем фоне, уже известная нам белая бумага, и палачи, которые размахивают палками и оставляют красные кровавые пятна от ударов.
И конечно, заканчивается балет красными фонарями, которые проносят балерины над бездыханными телами героев.